Перспективным вариантом «Прямого пула» является «Встречный бой», изобретенный в 1976 году Джерри Брисатом, профессиональным инструктором из клуба «Кью-Ник Бильярдз» в Мадисоне, штат Висконсин.

Он лишен двух недостатков, присущих «Прямому пулу», — утомительного обмена преднамеренными отыгрышами и возможности проиграть, не получив шанса на результативный удар. Соревнования по «Встречному бою» проводятся чаще по турнирному, а не по матчевому принципу.

При игре во «Встречный бой» остаются в силе все основные правила «Прямого пула». Каждый игрок получает право на десять игровых подходов и продолжает серию до промаха, фола, падения битка в лузу или набора двадцати очков. Максимально возможное суммарное число набранных очков, таким образом, — двести*.

При каждом подходе к столу игрок как можно сильнее разбивает пирамиду из пятнадцати шаров. При этом падение битка в лузу не штрафуется и все упавшие с разбития прицельные шары выставляются. Серия всегда начинается ударом с руки из дома.

Так же как и в боулинге, счет записывается в специальном протоколе с десятью строчками. В каждой клетке достаточно места, чтобы записать число очков, набранных в каждой серии, и суммарное число набранных очков.

Достоинством игры является то, что она подходит как для индивидуальных тренировок, так и для объективной оценки уровня своей игры. На соревнованиях все участники выступают одновременно, и зрители увлеченно следят за ходом борьбы по результатам на больших табло.

Если встречаются игроки различного уровня, то игру очень легко уравнять форой. Для более сильного игрока может быть уменьшено число игровых подходов или максимально допустимое число очков в одной серии. Более слабому игроку может быть разрешено при выполнении своей серии промахнуться более одного раза или же после разбития играть с руки не из дома, а с любого места на игровой поверхности стола.

Г-н Брисат рекомендует инструкторам по пулу с самого начала приучать начинающих оценивать позицию и планировать последовательность ударов. Для этого нужно раскатать шары по столу и предложить им установить биток в таком месте, откуда можно сыграть три шара подряд.

В качестве тренера Брисат уже подготовил трех победителей межуниверситетских игр — двух девушек и одного юношу.

Поскольку «Встречный бой» — игра новая, существует соблазн подправить правила. По моему мнению, не мешает ввести нечто вроде приза за длинную серию. При этом можно вести счет как в боулинге.

К примеру серия из десяти (или любого оговоренного числа) шаров рассматривается как «спэр», а из двадцати — как «страйк»*. Чтобы пореже расставлять новую пирамиду, пусть каждый игрок продолжает наносить удары, пока не забьет 20 шаров, отмечая при этом количество промахов.

По завершении оговоренного числа такого рода «серий» побеждает тот, кто промахивался меньшее число раз.Было бы чудесно, если бы путем модификации изобретения г-на Брисата удалось привнести в пул некоторое обаяние боулинга. Я долго размышлял над секретом его популярности.

По моему мнению, он отчасти кроется в производимом при сбивании кеглей шуме, однако главное — в привлекательных призах, заложенных в систему ведения счета. Стал бы боулинг так популярен, если бы счет велся путем арифметического сложения числа сбитых кеглей? Думаю, что нет.

* Согласно последней редакции правил «Встречного боя» серия заканчивается при наборе пятнадцати очков, а максимально возможное число очков в десяти сериях — сто пятьдесят.

ЗАКАЗНОЙ УДАР ПО ВСЕЙ ПИРАМИДЕ

Сделаем ли заказной удар по всей пирамиде? С известной долей уверенности, нет.

В играх, которые рассчитаны на заказ шара и лузы, пытаться набрать очки при выполнении начального удара — просто самоубийство. Это позволительно делать лишь ради забавы или против слабака.

Если во имя призрачных шансов вы готовы пойти на раскат шаров по всему столу для своего соперника*, то лучше всего попытаться забить единицу в угловую лузу. Единице можно придать нижнее вращение, сыграв биток накатом. Единица при этом отклоняется от касательной, как показано на рисунке, и с некоторой вероятностью падает в среднюю лузу

Еще один маловероятный, но принципиально возможный удар из той же исходной позиции — это сыгрывание тройки дуплетом через весь стол в угловую лузу А. Используйте резку в полшара и левый боковик.

Двойку можно иногда отбортнуть в противоположную среднюю лузу, если биток находится в положении С.

Один из демонстрационных ударов Лоу Бутеры, по прозвищу Автомат, состоял в сыгрывании четверки в среднюю лузу В из исходной позиции С. Бейте между двойкой и пятеркой, но не вразрез. Если первое касание произойдет по двойке, то единица сдвинется с места раньше времени.

Тем, кто из любого исходного положения вновь и вновь пытается послать угловые шары прямо в угловые лузы, следует подыскать себе развлечение попроще. Боулинг вполне для этого подходит* Речь идет о заказных играх типа «Прямого пула», когда падение в лузу с разбития не заказанных шаров не дает права на продолжение серии и удар переходит к сопернику (не путать с «Восьмеркой» и «Девяткой»’)