Придя на тренировку, я стал, проверяя себя, следить за парнем. Действительно, юный хоккеист умело взаимодействовал с партнерами, его передачи были и точны, и своевременны. Тогда я попросил тренера, чтобы упражнение усложнили.

Чтобы игроки организовали так называемый квадрат, и поиграли в пас, разделившись на звенья нападающих — трое против троих. И тут выяснилось, что в этой обстановке, а она напоминает игровую, у ребят игра в пас не клеится, не хватает им не только техники выполнения этого приема, но и таких очень важных элементов, как ориентировка на поле-, умение постоянно предлагать себя для получения шайбы.

Еще хуже обстояли дела, когда ребята по моей просьбе попытались передавать шайбу в одно касание. Для выполнения этого приема в сложной обстановке необходимо обладать уже определенной суммой навыков: непринужденно владеть шайбой, с поднятой головой оценивать обстановку на поле и постоянно освобождаться от опеки противника, в том числе передавая шайбу, уметь мгновенно себя предлагать.

Может так случиться, что, определив хоккеисту место в команде, тренер во время дальнейшей работы, в процессе тренировок, заметит, что отдельные приемы у него совершенствуются быстро, он преуспевает в них, а рост других идет медленнее. К примеру, юноша успешно овладевает скоростной обводкой, у него вырабатывается навык самостоятельной атаки ворот, а передачи, их точность и скрытность отстают от требований амплуа.

Нельзя терять время. Раз тренер убедился, что юному игроку не следует продолжать выступать в роли хавбека или центрального нападающего, лучше использовать его на месте крайнего форварда. Не бойся, коллега, свою ошибку вовремя исправить. Признание тренером своей ошибки — это не слабость его, а благородство, проявленное в поисках наилучшего решения в пользу юного хоккеиста и всей команды.

Тех ребят, кто владеет приемами атаки, скоростной обводкой, взрывной скоростью, точным внезапным броском, хоккеистов быстрых и юрких тренер должен определить в нападающие. Он так же, как и в случае с защитниками, хоккеистам, привыкшим держать клюшку в правой руке, отводит место на правом краю, в левой руке — на левом краю. Мотивы? Удобнее, выгоднее начинать атаку, выкатываться из своей зоны, входить в зону нападения, с ходу развивая атаку на ворота соперника, завершать ее, получив пас в непосредственной близости от ворот. Все это легче делать игрокам с определенным хватом клюшки.

Тренер понимает, что готового хоккеиста, который вот так, сразу, начал бы здорово играть и оправдывать все желания наставника, в природе быть не может. Свою мечту тренер осуществляет ценой больших затрат труда, терпения, личной изобретательности. И это показатель мастерства тренера.

Очень важным элементом тренерского искусства является компоновка звеньев. Способный, сильный игрок при неверно подобранной компании партнеров перестанет расти, а звено — добиваться успеха. Как и цветку, растению, каждому игроку необходима благодатная среда для успешного роста. Для хоккеиста такой средой являются партнеры по звену.