В такой в высшей степени творческой игре основная роль принадлежит форвардам. Что от них требуется? Умело и вовремя «предложить» себя (а то и ложно увести за собой приставленного сторожа, создав лучшие условия партнеру), принять нестандартное и трудно разгадываемое противником решение…

Простые слова — выдумка и уверенность! А сколько в них скрытого смысла! Обратимся за примером к игре Владимира Крутова. Вот он принимает участие в обороне команды, опекает защитника команды противника. Почувствовав, что партнер-защитник справляется в углу поля с соперником, он незаметно перемещается в среднюю зону, за спину защитнику противоборствующей команды. Если даже этому защитнику будет послана шайба, он готов из — за спины помешать ему свободно воспользоваться пасом, а то и перехватить его. Но главная изюминка такого маневра — поймать миг, когда защитник-партнер отберет шайбу и сможет ею распорядиться, выбрать позицию не только острую, но и удобную для товарища, выполняющего передачу шайбы форварду.

Такую передачу он получает и набирает скорость, оценив все то, что происходит впереди, у ворот противника. Если в атаке участвуют и его партнеры — С. Макаров и И. Ларионов, а соперников меньше, он быстро воспользуется пасом. Если же число обороняющихся равно количеству атакующих или их даже больше, он не мешкая, не дожидаясь помощи партнеров из глубины, берет игру на себя — смело идет на сближение с соперниками, не ищет окольных путей, как, к сожалению, поступают многие форварды, а решительно движется вперед. Он знает, что в этой ситуации не следует «зевать» и дарить соперникам время. К ним может подоспеть помощь. К тому же, находясь в цейтноте, защитники обычно допускают просчеты в выборе решения.

Но что это? Наш форвард вступил в единоборство с одним из защитников и далее, изменив маневр, направляется вместе с ним к другому. Он увидел партнера, занимающего голевую позицию, и решил создать ему возможность для взятия ворот. «Связав» двух соперников, он всем своим видом показывает, что будет обводить их. Но в последний момент, как только Владимир вошел в контакт с соперниками, он незаметным кистевым броском посылает шайбу партнерам. А сам — сперва в единоборстве сдерживает защитников противника, а затем быстрыми и ловкими движениями вырывается из «объятий» соперников и устремляется участвовать в завершающей фазе атаки.

Не знаю, каким образом вы, читатель, оцениваете мастерство форварда. Если лишь по заброшенным шайбам или по каскадам приемов обводки (что, впрочем, впечатляет и является немаловажным достоинством игрока), то вы не правы. Класс, настоящий класс требует и других показателей. Приглядитесь к форварду, как он действует без шайбы. В. Крутов как раз и является, пожалуй, эталоном творческих действий без шайбы. Давайте продолжим наш рассказ об эпизоде, который был представлен на предыдущем рисунке.